Святые места
Нерукотворные святыни
Между видимым и невидимым мирами существует много точек соприкосновения, в которых якобы можно установить особую связь с божественными силами. Иногда сама природа подсказывает, где искать такие места.
Горы олицетворяют устремленность земли к небу. Взобравшись на гору, человек покидает обычный мир, приближается к высшим сферам, населенным невидимыми существами.
Вулкан является одновременно входом в подземное царство (ад, обитель мертвых) и трамплином в небесные сферы.
Море, как и боги, может дать жизнь, но может и отнять ее. Уйти в море — значит плавать между жизнью и смертью. «Есть живые, есть мертвые и есть те, кто уходят в море» (Геродот).
Древние греки и римляне приносили в жертву морю быков и лошадей. В Венеции дож бросал в море золотое кольцо в знак обручения своего города с морем.
Река — это тело бога; ее разливы могут быть благом, суля большой урожай, и могут приносить беду вместе с наводнением.
Пустыня ассоциируется с тишиной и одиночеством. Именно там человек острее ощущает бренность бытия и полагается на волю бога.
Рукотворные святыни
Естественная гора — дар природы, место встречи человека с царством божьим. Жители равнин возводили искусственные горы, чтобы приблизиться к богам. Курганы, пирамиды, зиккураты воплощали стремление к высоте, свойственное человеку. Обычный алтарь всегда возвышается над землей, попираемой ногами. Даже в горах люди строят пирамиды с алтарями на вершине.
Первые священные постройки намного древнее египетских пирамид. Это доисторические могильники, храмовые пещеры периода неолита, а чаще — просто камни, столбы, стелы, тотемы и т. п., устремленные к небу подобно колокольням или минаретам.
В священных местах участки, предназначенные для собраний верующих и церемоний, обносили оградой. Впоследствии культовые сооружения стали возводить только для богов и их служителей. Они отличались от церквей и мечетей, которые являются не столько обителью Бога, сколько молитвенными домами для верующих.
Похожие записи:
Tags: святые места